+7 (964) 552-64-32
Италия, 2016
Шедевр упал. Его неаккуратно прислонили к стене, и он упал. Уголок рамы откололся. Тогда автор решила подарить работу музею крошечного итальянского городка, где проходила ее первая зарубежная выставка. Ну не везти же обратно с Москву?
- Благодарю покорно, но мне эта работа не нужна, - директор музейчика заметно нервничал. – Мне ее вешать некуда!
- Вы, вероятно, не поняли, - настаивала искусствовед-консультант Алла. - Автор ДАРИТ вашему музею свою работу. Бесплатно!
Директор музея продолжал отнекиваться.
- Как я объясню публике, почему в нашем краеведческом музее выставлена абстрактная фотография современного художника, да еще иностранного? С выставкой вашей с трудом разобрались, но теперь она закончилась. Забирайте свои работы и везите их обратно в Россию. А нам вешать некуда!
- Да поймите же, - настаивала Алла – рама треснула, нам в Россию везти дорого. Особенно без рамы. Так что принимайте в дар. Ева очень перспективный художник, восходящая звезда. Берите работу в свой музей!
- Не возьму, забирайте!!!
В пресс-релизе это событие было отмечено фразой: «Работы автора выставлены в галереях Москвы, а также в музеях Италии».
Париж, июнь 2018
- ШерИ, шерИ, дорогуша, привет – затрещала в телефоне Рая. – Помнишь меня? Мы с тобой еще хотели привезти в Париж на парад кремлевских гвардейцев на белых конях. В 2010-м. Помнишь??? Как ты? Соскучилась? Заработать хочешь? Есть проект для тебя! Потрясный проект, я его веду. Все, что ты любишь: тусовка, искусство, шампанское, знаменитости, Прованс.
К шампанскому я равнодушна, к знаменитостям тоже, тусовки не люблю. Но в то лето окно моего офиса выходило в раскаленный каменный колодец, кондиционер не работал, а через месяц офис вообще закрывался. Навсегда. Как раз накануне владелица модного агентства, в котором я тогда работала, сообщила мне об этом лично, звенящим голоском, повернувшись в профиль так, чтобы новые ресницы, дорогие и пушистые, красиво смотрелись на фоне офисной стены, подсвеченной послеобеденным солнцем. Мне предлагалось продолжить карьеру где-нибудь в другом месте, еще более интересном. Поэтому я была заведомо согласна на любой проект, особенно в июле, особенно в Провансе.
- Рада слышать тебя, дорогая. Созвонимся вечерком.
Вечерком Рая сообщила, что готовит выставку молодого художника-фотографа, чрезвычайно одаренного, что мое участие в проекте необходимо, поскольку она давно на меня глаз положила и с тех пор все мечтает меня где-нибудь как-нибудь задействовать.
На другой день мы встретились в дорогом ресторане на Елисейских Полях. Я слегка удивилась выбору места для переговоров о фотовыставке. Но Рая была одета в моднючие штаны с лампасами, покачивалась на красных Лабутэнах, и мне показалось, что начинающий невероятно-одаренный художник-фотограф бюджетом не обижен.
Рая щурила глаз, стрекотала проникновенно, предлагала угощаться шампанским, удивлялась, что я пью только кофе, когда она приглашает, рассказывала о светской жизни в Москве. У меня было 30 минут, и мне нужна была конкретная информации. Из потока Раиной мишуры удалось выловить ключевые слова: Пьер Карден, фестиваль, Прованс, журналисты, представители местной администрации. Выяснить имя восходящей звезды современного искусства и получить ссылки на ее концептуальные работы так и не удалось.
Однако уже через пару дней в поле зрения начали появляться новые персонажи, один другого краше. Рая взяла на себя пиар, а мне предложила заняться организацией.
Проект набирал обороты. Он оказался презабавным, напоминал мебель из Икеи, но только без упаковки, инструкции и инструментов. За две недели до начала выставки из обещанных для работы базы данных, пресс-релиза, афиш и прочего ничего готово не было. На мои вопросы Рая отвечала, что все в процессе, будет со дня на день, а пока обойдемся и так…
Однако вскоре элементы мозаики начали складываться в нечто более или менее осмысленное. Например, появилась афиша. Она не была утверждена, но файл нашелся. Появился черновик пресс-релиза. Он тоже не был закончен, но был доступен. Текст состоял из длиннющих фраз и витиеватых описательных терминов. Зато выяснилось, наконец, имя творца. Перспективным концептуальным фотографом оказалась молодая художница, работавшая под псевдонимом Ева. Согласно пресс-релизу, ранее она выставлялась в Италии, работы ее красовались в музеях, дальнейший успех был неотвратим. С творческими достижениями будущей звезды мне предстояло ознакомиться на месте.
Затем появилась Зоя - шустрая хорошенькая девушка за семьдесят, аристократка русского зарубежья по усопшему французскому мужу с тройной фамилией. Она иронично глядела на мир из-под белой челки и дизайнерских темных очков. В правой лапке неизменная сигаретка, в левой - бокал шампанского. Многие годы Зоя работала ассистенткой Пьера Кардена, сопровождала Мэтра во время поездок в Советский Союз, затем в РФ, курировала официальные встречи и светские мероприятия. В ее бежево-золотистой квартирке, насквозь пропахшей табаком, заставленной безделушками, увешанной картинами, фотографиями, хрустальными люстрами, на время разместился офис нашего проекта.
Зоя щеголяла в вещицах от прославленного Мэтра, подаренных ей полвека назад. Благо стиль талантливого дизайнера не подвластен моде, а точеная фигурка позволяла носить милые коротенькие платьица. Она семенила изящными копытцами в ярких туфельках, тонко злословила, приторговывала везде, где только можно, угасающей славой Мэтра, экономила на отелях, общалась с артистической элитой, была «на ты» со знаменитостями. Всех остальных Зоя едва запоминала в лицо, а именами не утруждалась вовсе. Они обычно определялись как «хорошая девочка»/«милый мальчик» или как «невыносимая девчонка»/«противный мальчишка». Возраст девчонок и мальчишек варьировался от 7 до 87.
Я подготовила базу данных, обзвонила приглашенных, разослала пакет документов, купила билет на поезд и двинулась в Прованс.
Городок Лакост, июль 2018
Фестиваль проходил в игрушечном городке Лакост. Общественный транспорт туда не ходит вообще. Зато Пьер Карден купил там когда-то замок, ранее принадлежавший Маркизу Де Саду, а также большую часть домов и один из двух местных ресторанов. Замок был отреставрирован, в нем новый владелец разместил свою коллекцию современной скульптуры. Там же был обустроен концертный зал для проведения фестивалей имени Мэтра. Именно к этому ежегодному фестивалю была приурочена выставка нашей заказчицы.
Кого только не было на том фестивале…
Ухоженные стареющие мальчики с порочными лицами, сомнительные предпенсионные балеруны, разномастные провинциальные артисты, согласные на любую подработку, ветхие красавицы в бриллиантах, журналистка с зелеными волосами и хитрым носом, писавшая для гламурного русскоязычного журнала с Лазурного Берега, а также приглашенные юные модельеры откуда-то из Сибири…. Мероприятие проходило на фоне головокружительного вида на Прованс и идеальных газонов, по которым тут и там были расставлены авангардные скульптуры.
Был там и сам патриарх-Карден, на момент событий 96-и лет отроду. Его неизменно сопровождала свита родственников, а также племянник и будущий наследник Родриго, итальянский пианист и немного дизайнер. Вот уж лет двадцать как ожидали они дядюшкиной кончины. А тот все никак не хотел убраться в мир иной и даже еще не выжил из ума. Мэтр купался в собственной славе, любезно подавал руку почти для поцелуя, наслаждаясь ролью живого экспоната и исторической фигуры Моды ХХ века.
Семью и свиту Карден любезно одаривал одеждой от знаменитого в прошлом Дома Моды имени себя. Осчастливленные избранники вынуждены были носить на людях предметы пожалованного гардероба: пиджаки, поло, теннисные тапочки с налетом авангарда 60-х. Но они держались молодцами, отстраненно улыбались, достойно несли бремя благосклонности Мэтра.
Персонал из жителей вассального городка тоже сплошь был одет в поло и спортивные курточки с крокодилом.
Вечерами все жители деревни, постояльцы апартаментов, организаторы мероприятий и все-все-все обязаны были посещать спектакли в замке Маркиза Де Сада. Они прилежно аплодировали и фотографировались с Мэтром, который философски нес бремя славы, пожимал руки, улыбался фотографам, похлопывал по плечу, благословлял на творческие достижения и так далее, и так далее.
Участи постоянных зрителей избежали только повар и официанты придворного ресторана. Эти трое покуривали в ночи, любуясь южными звездами, тихонько переругивались по-сербски в ожидании, когда Мэтр с челядью и артистами явится для ежевечерней ритуальной трапезы.
Журналистка с зелеными волосами ехидным гиком присутствовала на всех завтраках, обедах, ужинах и фуршетах, методично включая диктофон, как только начинался какой-нибудь скандальчик. А скандальчик время от времени непременно начинался, причем с предсказуемыми интервалами.
Ассистентка Зоя купила на местном рынке розовую шляпку с ленточкой под цвет платьица. Она методично подливала себе розового вина, тоже в тон, тушила сигаретку в пластиковый стаканчик с остатками розового, но только на соседнем столике.
Будущий наследник явно скучал. Увидев меня впервые, он сразу вычислил новое лицо, широко улыбнулся, будто мы были давними знакомыми, и вступил в беседу:
- Ой, здравствуйте! А вы-то что здесь делаете?
- Добрый день. Вероятно, то же, что и вы.
- А я вас знаю?
- Нет, но это не имеет значения. Мне приятно с вами познакомиться.
С этого момента мы заговорщически переглядывались при встрече, как старые приятели.
Что до самой заказчицы, ею оказалась красивая, яркая блондинка лет сорока, скандально известная любовница крупного чиновника из Министра Обороны. Незадолго до описываемых событий она отсидела пару месяцев в Матросской Тишине по громкому делу о мошенничестве и коррупции. Там дева времени не теряла, слагала стихи и вынашивала дальнейшие творческие проекты. Ибо талантливый человек талантлив во всем. Вскоре, после повышения в должности своего возлюбленного, красавица была амнистирована и приступила к творческой самореализации во все тяжкие. Сначала размялась в амплуа поп-звезды, а затем ринулась в живопись и фотографию под псевдонимом Ева по первым буквам своего имени и фамилии.
И вот настал день вернисажа.
Консультант восходящей звезды искусствовед-консультант Алла, похожая на французского бульдога, лезла повсюду с вопросами, давала технические указания технику и логистические администратору, путалась под ногами, склоняла головку набок, страдала отдышкой, обмахивалась пресс-релизом, натягивала на отечные ножки гольфы, вновь спускала их, вздрагивала от казарменных окриков своей клиентки. В общем, выполняла работу методично и со всей ответственностью.
Ева меняла платья 4 раза в день и придиралась буквально ко всему: жилье не ВИП, еда не та, помещение бедненькое, контрастность недостаточная… Как можно демонстрировать её видео при недостаточной контрастности? И почему так жарко???
На вернисаж явились местные журналисты в количестве 3 человек, мэры двух соседних деревень, пара оплаченных фотографов. Зашел и Пьер Карден со свитой. Тут восходящая звезда начала интенсивно потеть, то ли от волнения, то ли от упоения собственным успехом. Отулыбавшись журналистам и фотографам, она бойко рассказала о своей творческой концепции, играя вариациями на тему статей искусствоведа-консультанта Аллы о многоплановой техно-цифровой постмодернистской духовности работ, но при этом сильно упрощала, чтобы не сбиться. Во время интервью был потерян длинный красный наманикюренный ноготь, что очень огорчило художника. Ноготь потом нашли на полу, но приклеить его обратно, увы, не удалось.
Искусствовед-консультант Алла растеряно теребила веер, больше не могла этого выносить, сопела, закатывала глаза и волновалась о сохранении гонорара.
Затем был фуршет, переходящий в ужин, много шампанского, сплетен, светских разговоров. Окончания банкета я дожидаться не стала. Моя миссия закончилась.
Назавтра рассвет был прекрасен: аромат утреннего Прованса, дымка над долиной, воздушные шары, словно слоны с картин Дали, поднимались ввысь плавно и медленно. Над городком кружили ласточки.
Лакост я покидала с легким сердцем, но вместо того, чтобы мирно спать в поезде, по свежим следам строчила в телефон впечатления трех последних дней. Феллини с Маркесом поочередно заглядывали мне через плечо, нервно переглядывались.
Эпилог
Париж, ноябрь 2022
- ШерИ, привет, дорогуша! Как ты? Помнишь меня? Я опять в Париже. Открываю фотовыставку на авеню Монтэнь. Приходи завтра в пять. Будет все, как ты любишь: шампанское, тусовка, знаменитости. Да ладно, некогда ей! Приходи хоть на полчасика. Бокальчик выпьешь, со всеми сфотографируешься и побежишь по своим делам. Представлю тебя как ведущего специалиста по развитию российского рынка. Приходи, тусовка же! Обсудим дальнейшие планы.
***
С огромной благодарностью Юлии за изумительный рассказ, предлагаю вам самим определить эйгов - участников этой истории. Комментировать в чате здесь!
Рассказчик - Скинанди
Зоя - Глазилегюр, светлая, частотность довольно низкая, сила средняя и стабильная;
Рая - Рюга,
Алла - Бъёргунарм, тёмная,
Ева - Бъёргунарм, тёмная,
Директор музея - Форнт
Пьер Карден - не могу определить, но кажется мне не Глазилегюром, а, скорее, Форнтом